В Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрено коллективное обращение граждан, опубликованное в информационной системе общего пользования «Демократор», по вопросам предоставления медицинского и социального обеспечения больных боковым амиотрофическим склерозом. Сообщаем, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено право для отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, включая инвалидов из числа больных боковым амиотрофическим склерозом (далее - инвалиды), на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг. Набор социальных услуг включает в себя, в частности, дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Порядок предоставления гражданам набора социальных услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются на основании приказа Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. № 256. Согласно данному приказу путевки предоставляются гражданам при наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, но при этом должны отсутствовать противопоказания для проведения этого лечения. Предоставление необходимых лекарственных средств осуществляется в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» (далее - Перечень лекарственных средств). Перечень лекарственных средств содержит широкий спектр международных непатентованных наименований современных и эффективных лекарственных средств, используемых для лечения различных заболеваний, поэтому при обращении в лечебно-профилактическое учреждение по месту жительства инвалиду может быть назначено необходимое лечение и выписаны рецепты на бесплатное получение показанных лекарственных средств. Порядок назначения и выписывания лекарственных средств определен приказом Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Перечень лекарственных средств предоставляет врачу возможность выбора альтернативных схем лечения по каждому виду заболеваний, Руководствуясь данным Перечнем лекарственных средств, лечащий врач может в индивидуальном порядке подобрать необходимые лекарственные средства. В случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. № 110 установлен срок действия рецептов, выписанных на рецептурных бланках формы №148-1/у-04 (л) и формы №148-1/у-06 (л) для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, который составляет 30 дней. Если при нахождении на отсроченном обслуживании, срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления. Это требование не распространяется на наркотические средства и психотропные вещества, а также на иные лекарственные средства, подлежащие предметно- количественному учету. Приказом Минздравсоцразвития России от 9 января 2007 г. № 1 «Об утверждении перечня изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» определен перечень изделий медицинского назначения, предоставляемых бесплатно за счет средств федерального бюджет (далее - Перечень изделий медицинского назначения). Начиная с 1 января 2008 г. полномочия по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 г. 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», В ходе реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, субъект Российской Федерации за счет средств собственного бюджета вправе принять решение о предоставлении указанным категориям граждан дополнительных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не входящих в Перечень лекарственных средств и Перечень изделий медицинского назначения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50 - процентной скидкой. Порядок обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и объем финансирования на эти цели определяет субъект Российской Федерации. Ответственность за обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые должны в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования, осуществлять контроль за выполнением услуг по предоставлению бесплатных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. К настоящему времени предпринят ряд законодательных инициатив, направленных на обеспечение открытости и прозрачности процесса разработки, производства и доступа лекарственных средств, в том числе орфанных, на российской рынок. Согласно статье 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 г, № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» упрощена процедура ввоза незарегистрированных препаратов на территорию Российской Федерации. Допускается ввоз конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по индивидуальным жизненным показаниям пациента. Срок оформления разрешительных документов на ввоз незарегистрированных лекарственных средств по указанным основаниям, не превышает пяти рабочих дней. Правила ввоза на территорию Российской Федерации лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 771 «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации». Ввоз лекарственных средств может осуществляться: организациями - производителями лекарственных средств; организациями оптовой торговли, иностранными разработчиками и производителями; научно-исследовательскими организациями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования; медицинскими организациями. Ввоз осуществляется но прилагаемому к Правилам перечню лекарственных средств, на основании лицензии, выдаваемой Минпромторгом России. В определенных случаях лекарственные препараты (как зарегистрированные в Российской Федерации, так и не зарегистрированные) могут быть ввезены без лицензии. Данным постановлением, также разработан порядок ввоза незарегистрированных лекарственных средств, согласно которому допускается ввоз конкретной партии лекарственных препаратов, предназначенных для определенных Правилами целей, в том числе для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. Ввоз осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Минздравсоцразвития России по заявлениям юридических лиц. Также сообщаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2005 г« № 494 «О порядке применения лекарственных средств по жизненным показаниям» установлено, что решение о назначения лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации в случае индивидуального применения по жизненным показаниям принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации и подписывается главным врачом или директором упомянутой организации. Федеральная специализированная медицинская организация обеспечивает ведение предметно-количественною учета лекарственною средства, использованного для лечения больных по жизненным показаниям, и отчетов об острых побочных эффектах, эффективности проведенного лечения и об отсроченных эффектах. Развитие фармацевтической промышленности является одним из приоритетных направлений промышленной политики Российской Федерации. Принятые в 2009-2010 г. меры были направлены на усиление положительных тенденций и развитие отрасли в долгосрочной перспективе. Так, утвержденная Миппромторгом России в 2009 г. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. принимает в качестве базового инновационный сценарий развития, Он позволит инициировать разработку и производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики, а также достичь конкурентоспособности российских производителей как на внутреннем, так и на мировом рынке. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на обеспечение бесплатно техническими средствами реабилитации, состав которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее - Перечень). В Перечень включены технические средства, востребованные наибольшим контингентом инвалидов. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам на основании индивидуальных программ реабилитации, разрабатываемых специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Предоставление технических средств реабилитации осуществляется исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства на основании индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Эти программы разрабатываются специалистами федеральных государственных учреждении медико-социальной экспертизы. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральным государственным учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» в индивидуальную программу реабилитации вписываются те технические средства реабилитации, которые необходимы инвалиду для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность. Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г, № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивает бесплатно только теми техническими средствами, которые входят в Перечень и нуждаемость в которых подтверждена в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Перечнем, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Номенклатура технических средств реабилитации определена Национальным стандартом Российской Федерации - ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) «Технические средства реабилитации люден с ограничениями жизнедеятельности. Классификация» и насчитывает многие сотни наименований изделий, предназначенных для уменьшения ограничений жизнедеятельности инвалидов, расширения возможностей по самообслуживанию и уходу за инвалидами. Однако предоставление всех упомянутых в указанном ГОСТе изделий инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета не представляется возможным. Следует отметить, что указанный Перечень значительно расширен по сравнению с ранее действовавшим (утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 1343-р) и представляет собой набор технических средств реабилитации* выпускаемых с применением высоких современных технологий и обеспечивающих реабилитацию значительно большего числа инвалидов с различными патологиями. В целях повышения уровня социальной защищенности инвалидов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» имеют право предоставлять дополнительные меры социальной поддержки инвалидам (в том числе и в части обеспечения необходимыми техническими средствами реабилитации, не содержащимися в вышеуказанном Перечне) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативных правовых актов. В соответствии с положениями Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г, № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание осуществляется системой социальных служб, которая состоит из государственных учреждений и предприятий социального обслуживания (в том числе стационарных), являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания (в том числе стационарных) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и включает комплекс мер по созданию соответствующих возрасту и состоянию здоровья граждан условий жизнедеятельности, проведению мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питанию и уходу, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из финансовых возможностей субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления в социальном обслуживании граждан в части обеспечения ухода за больными и инвалидами, в том числе по организации социального обслуживания на дому, организации патронажных служб, служб сиделок. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» вопросы, касающиеся организации социального обслуживания населения, в том числе на дому, организации патронажных служб, служб сиделок, находятся в компетенции органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из финансовых возможностей субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют приоритетные направления в социальном обслуживании населения, в том числе больных и инвалидов, В соответствии со статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу медицинского страхования и формирование государственного задания на оказание высокотехнологичной помощи, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья. Ежегодно Минздравсоцразвития России осуществляет формирование и утверждение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе определяет перечень медицинских учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, а также субъектов Российской Федерации, участвующих в выполнении данного задания» и перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой по государственному заданию в очередном году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета. Высокотехнологичная медицинская помощь в рамках государственного задания предоставляется в соответствии со стандартами высокотехнологичной медицинской помощи. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи устанавливается исходя из имеющихся у граждан патологий и необходимости проведения для них лечения, в том числе хирургического лечения. Формирование государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета осуществлялось согласно правилам и порядку формирования государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Данным приказом предусматривается формирование государственного задания на основании и с учетом: заявленной органами исполнительной власти субъектов Российской федерации в области здравоохранения потребности населения в оказании высокотехнологичной медицинской помощи; мощности медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания; нормативов финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2011 год на указанные цели. В соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации в медицинские учреждения Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1248н, орган исполнительной власти субъекте Российской Федерации в сфере здравоохранения осуществляет направление больных для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинские учреждения в счет плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотренных в рамках утвержденного государственного задания для данного субъекта Российской Федерации, В случае оказания больным высокотехнологичной медицинской помощи проведения лечения в тех медицинских учреждениях, в которые для субъекта Российской Федерации плановые объемы не предусмотрены или исчерпаны, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения должен внести сведения о таком больном в «Лист ожидания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи» в Информационно-аналитической системе «Подсистема реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета», доступ к которой осуществляется через интернет-портал по адресу httр://vmp.gasurf.ru Листы ожидания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи будут учтены Минзаравсоцразвития России при подготовке корректировки государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по итогам направления больных и выполнения государственного задания медицинскими учреждениями, В отношении вопроса совершенствования медицинской помощи указанному контингенту больных Ваше обращение направлено главному специалисту неврологу Минздравсоцразвития России, заведующему кафедрой неврологии и нейрохирургии РГМУ, академику РАМН Е.И. Гусеву и по получении необходимых сведений, ответ Вам будет дан дополнительно. Необходимо также отметить, что правовое регулирование вопросов жизнедеятельности инвалидов в России осуществляется не только посредством принятия федеральных нормативных правовых актов- В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» меры социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти и законодательные собрания субъектов Российской Федерации, инициативу которых федеральное законодательство не 01раничивает, имеют право самостоятельно принимать региональные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми устанавливать дополнительные (к федеральным) льготы для инвалидов, в том числе и по обеспечению техническими средствами реабилитации, а также по оказанию материальной помощи. Директор Департамента по делам инвалидов Г.Г Лекарев.  А. Любин 23 марта 2011 года: “... Друзья высказывайте своё мнение. Меня ответ не устраивает. По сути всё сваливают на региональные Минздрава, а у них вечно нет финансов и они кивают на федеральный центр. Круг замыкается...” Использованы материалы с форума сайта basu.net